Главная » 2011 » Май » 16 » Кому и зачем нужны национальные герои
06:20
Кому и зачем нужны национальные герои

Одной из задач государства, стремящегося обеспечить свое существование на длительную перспективу, является воспитание у молодежи чувства гордости за свою родину. Для ее решения во всем мире широко используется апелляция к историческим персонажам, чья жизнь должна стать примером для подражания в глазах подрастающего поколения.

Как правило, государственная пропаганда для создания образов, по которым следует «строить жизнь», выбирает видных полководцев, одолевших внешних врагов, писателей и художников, учёных, политиков и религиозных деятелей, создавших актуальное на текущий момент учение. Для полноты картины в создаваемый пантеон могут быть добавлены спортсмены, бизнесмены или иные персонажи, оставившие заметный след в истории.

Однако, для полноценного воспитания молодежи примеров выдающихся личностей недостаточно – ведь встать в один ряд с великими соотечественниками удастся единицам, поскольку далеко не все наделены талантами… Кому-то надо и кирпичи на стройке таскать, и гайки крутить, и мусор за другими убирать, и, в конце концов, подниматься по приказу в безнадёжную атаку.

Любому государству необходима масса исполнителей, которые в меру сил и способностей будут хорошо делать то, что надо, а не то, что им хочется. Система объективно заинтересована в том, чтобы большинство молодых граждан не только становились «винтиками», но и делали это добровольно. А, в идеале, ещё и с радостью. Чтобы этого добиться, нужны и соответствующие примеры, доказывающие, что в «жизни каждого есть место подвигу». При этом, с точки зрения пропаганды, желательно, чтобы человек, выбранный на роль «героя из народа», уже не числился среди живых. Мёртвые хороши тем, что ничего не требуют за свой подвиг, не страдают «звёздной болезнью» и не порываются в порыве пьяной откровенности рассказать о том, «как оно все было на самом деле».

Примерно по такой модели в КНР был создан культ Лэй Фэна (1940-1962), уже более полувека являющегося образцом для подражания у китайской молодежи. За пределами Поднебесной это имя знакомо только специалистам, однако в Китае он уверенно входит в десятку наиболее известных соотечественников, наряду с Конфуцием, Сунь Ятсеном, Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Удивляться тут нечему, поскольку образ «безымянного героя» Лэй Фэна предназначен в основном для внутреннего потребления. В свое время в Советском Союзе был целый ряд подобных персонажей – от Павлика Морозова до Алексея Стаханова.

С точки зрения привычных представлений о героизме, ничего особо выдающегося Лэй Фэн не совершил: в силу юного возраста он не успел поучаствовать ни в боях с японцами, ни в гражданской войне с гоминьдановцами, ни в сражениях с американцами в Корее. Выходец из бедной крестьянской семьи, он рано лишился родителей. Был подобран бойцами Народно-освободительной армии, спасшими его от голодной смерти. Окончил начальную школу, в шестнадцать лет стал комсомольцем, трудился на стройках. В 1960 году его призвали в армию, где он служил младшим командиром в автомобильном батальоне и вступил в партию. В августе 1962 года попал под машину, которой управлял молодой неопытный солдат, и скончался от полученной травмы головы. Вот, собственно, и вся биография.

Однако «фишка» Лэй Фэна, позволившая государственной пропаганде посмертно сделать из него героя, состояла не в том, что он делал, а как. Помимо добросовестного выполнения должностных обязанностей, он постоянно помогал сослуживцам: чинил закрепленные за другими грузовики, подменял товарищей в караулах и нарядах, делился с ними пайкой и деньгами, неряхам по ночам чистил обувь и стирал портянки, за неграмотных писал домой письма, читал бойцам вслух газеты. В увольнении Лэй Фэн мчался на ближайшую стройку, где без лишних слов хватал тачку или лопату, и начинал что-нибудь перетаскивать или копать. Если стройки поблизости не было, он находил другое полезное занятие: подметал улицы, чинил велосипеды, выталкивал из грязи застрявшие машины, сажал деревья, полол грядки, собирал урожай, разгружал вагоны и т.д.

После работы он мог забежать на какой-нибудь детский праздник и поучаствовать в воспитании школьников: водил с ними хороводы, пел песни, рассказывал о том, как им повезло родиться в коммунистической стране. О себе говорил просто: «Родители умерли, теперь моя семья – председатель Мао».

Когда люди просили Лэй Фэна назвать свое имя, чтобы написать командованию благодарственное письмо, он всегда представлялся кем-нибудь из солдат своей роты. Причем выбирал тех, кто не отличался большим трудолюбием, имел проблемы с дисциплиной. Когда такое послание приходило в часть, непричастного к трудовым подвигам бойца поощряли, после чего у него просыпалась сознательность, и он становился образцовым солдатом. А некоторые потом сами начинали искать, где и кому помочь.

Делал всё это Лэй Фэн абсолютно бескорыстно, поскольку искренне считал помощь другим своим долгом. В дневнике, который он вел, есть запись: «Пусть моя жизнь коротка, но я обязан всю её, без остатка, посвятить служению народу». Собственно, благодаря этому дневнику к Лэй Фэну и пришла посмертная слава. После его нелепой гибели политрук батальона обнаружил несколько тетрадок, которые покойный исписал подобными высказываниями и цитатами из трудов Мао Цзэдуна, разбавив их клятвами в верности воспитавшей его «матери-партии».

Когда об этом доложили председателю КНР, он призвал всех граждан «учиться у Лэй Фэна». С тех пор усилиями государства и созданного Общества по изучению духа Лэй Фэна в стране создавался культ «безымянного героя». О его жизни снято несколько фильмов, написаны десятки книг и статей; его изображение украшает значки и плакаты, «шляпа Лэй Фэна» (на самом деле, солдатская шапка-ушанка) стала популярным сувениром; в городе Фушунь, где он служил, его имя носят проспект, школа, стадион и даже банк; там же действует посвящённый ему музей.

Ежегодно 5 марта в стране отмечается День всенародной учебы у Лэй Фэна. При этом на разных этапах развития Китая делался акцент на тех качествах героя, которые больше всего отвечали требованиям текущего момента. Так, во времена «культурной революции» у него учились преданности партии и председателю Мао, в годы реформ – трудолюбию, самоотдаче и любви к родине. Сейчас основной упор делается на верности товарищам, искренности и бескорыстии. Как говорится, «каждому поколению – свой Лэй Фэн».

Можно сколько угодно иронизировать по поводу китайцев, придумавших себе такого героя. Действительно, фильм, где Лэй Фэн со счастливым лицом носится по стройкам с тачкой и по ночам в казарме вдохновенно конспектирует труды Мао, невозможно смотреть без смеха. Однако нельзя не признать, что свою роль в консолидации общества для решения общих задач образ «нержавеющего винтика партии» сыграл вполне успешно. В отличие от СССР, закат которого начался как раз с развенчания кумиров советской эпохи, Китай успешно и сравнительно безболезненно всего за полвека прошел путь от отсталой аграрной страны до одной из наиболее влиятельных держав мира. И, наверное, России тоже бы не плохо было бы обзавестись собственным Лэй Фэном. Или хотя бы не плевать в свое прошлое при любом намёке на смену предпочтений власти.

Источник: narpolit.ru
Просмотров: 484 | Добавил: goybestlino | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0